Христианские гностики верили в двух богов: ветхозаветного и новозаветного. Первого, Иегову, они отождествляли с Сатаной, а во втором видели отца Иисуса Христа и считали его более высшим, истинным Богом. В средние века этой точки зрения придерживались катары и ряд других групп, и вплоть до сего дня нет-нет да и услышишь что-то очень похожее. Бог Ветхого завета жестокий, нетерпимый, заставляющий убивать детей, творящий геноцид целых народов (1 Самуила 15:3), а Бог Нового завета – это уже любовь и всепрощение. Многих это дезориентирует, а кого-то приводит к разочарованию в Библии.
Странно, что никого не возмущает, что Бог в принципе допускает смерть, а ведь смерть – это тоже наказание от Бога, и наказание для всех, а не только злодеев.
Странно и то, что те же люди, что так думают, одобряют действия, скажем, пилотов Второй мировой, которые сбрасывали бомбы на головы мирных женщин и детей в немецких городах. Предполагается, что они делали это ради важной цели, так что они молодцы. Пилотам или артиллеристам можно расстреливать вражеское население без разбора, не выясняя, кто прав и виноват, а Всемогущему Богу это заведомо запрещается, хотя Бог как раз-таки способен осуществить казнь избирательно. Те же люди, что возмущаются жестокостью Бога, голосуют за политических лидеров, которые поставляют оружие и строят атомные реакторы мусульманским странам, планирующим второй Холокост.
Странно также, что претензии высказываются по эпизодам истребления народов Ханаана, но никто не возражает против, например, Всемирного потопа или уничтожения Содома и Гоморры. Никто не возражает против того, что Иисус разделит людей на овец и козлов и отправит козлов в вечную погибель. Но ведь все это – одно и то же, это суды Бога над грешниками. Не люди, не Моисей, не израильские судьи совершают казнь нечестивых – это делает лично Иегова, а люди являются лишь орудиями его промысла, инструментами в его руках, не более того. В этом смысле нет никакой разницы между истреблением хананейских народов, Потопом, Содомом и Гоморрой, Иерихоном, Ананией и Сапфирой или Армагеддоном. Бог может осуществлять свои суды лично, а может поручать их выполнение ангелам или людям. Например, Армагеддон будет поручен Иисусу и ангелам (2 Фессалоникийцам 1:6–10). Уничтожение сирийской армии было поручено ангелу (Исаия 37:36). Вполне возможно, что и остальные казни начиная от Потопа тоже поручались ангелам. Ну а истребление нечестивых народов было поручено людям на земле, что ж с того? Значит, Бог решил, что люди в состоянии справиться с этой задачей. Они убивали не по своей прихоти, а по решению Всемогущего Бога, которое было обязательным и не подлежало обсуждению. Это была важная священная миссия. Именно поэтому все войны израильского народа были священными и богоугодными, в отличие от любой современной войны.
Справедливо ли со стороны Бога казнить грешников? Почему же нет? Они восстали против своего творца. Человек прекрасно знает, что, восстав на своего творца, он лишается права на жизнь – это было четко оговорено еще в Эдеме. Чтобы получить гарантию производителя, нужно соблюдать гарантийные условия. Чтобы жить во вселенной Бога, нужно соблюдать его условия и уважать его авторитет. Это абсолютно справедливо и логично. Тем более, что условия эти очень просты и естественны, они основаны на простом принципе любви к Богу и ближнему. Хананейские же народы практиковали чудовищные человеческие жертвоприношения, оскорбляя Бога и мучая ближнего. Если Иегова решил действовать безотлагательно, чтобы стереть эти народы с лица земли, то в чем здесь нарушение справедливости?
Бог не только любовь, но и «всепожирающий огонь» (Псалом 18:8). Он не только милосердный, но и справедливый. Порассуждаем от противного: что было бы, если бы Бог никогда не наказывал нечестивых? Возможно, нас бы сегодня не было, потому что нефилимы времен Ноя затерроризировали бы все человечество. Если бы Бог не разрешил израильтянам воевать с соседними агрессивными народами, возможно, сегодня у нас не было бы Библии, потому что ее некому было бы написать. Возможно, не было бы Христа, потому что не было бы благочестивого общества, в котором он мог родиться и вырасти. Люди бы всегда бунтовали против Создателя и всегда умирали, и не осталось бы никакой надежды. Не было бы и самой религии, потому что какой смысл поклоняться Богу, который не наказывает за грех и не восстанавливает справедливость? Это уже деизм, теория о равнодушном Боге, вплотную граничащая с атеизмом.
Но разве грешниками были все амаликитяне (и другие истребляемые народы) без единого исключения? Видимо, да, насколько можно судить по диалогу Авраама с Иеговой по поводу Содома (Бытие 18). Эта поучительная история показывает, что Иегова не допускает смерти даже одного праведного вместе с грешными. Во всем Содоме и Гоморре не было ни одного праведника, достойного жизни в глазах Иеговы. Следовательно, так же было и с амаликитянами.
Важно помнить, что древние цивилизации были монокультурны, в отличие от современного атомизированного общества, в котором сколько людей, столько и мнений. В древности было не так. У одного народа была одна культура, одна идеология и одна религия, которую соблюдал каждый его член. Инакомыслящих просто не было: их или изгоняли, или казнили. Если бы среди амаликитян каким-то образом затесался праведник, он бы быстро стал изгоем и был вынужден эмигрировать. В итоге он бы не погиб от рук израильтян. Этот принцип хорошо сформулирован в 1 Царей 15:6: «Саул сказал кенеям: „Пойдите, отделитесь и уйдите от амаликитян, чтобы я не погубил вас вместе с ними. Ведь вы проявили любящую доброту ко всем сыновьям Израиля, когда они выходили из Египта“».
Если праведник каким-то образом оказывается среди грешников, он должен как можно быстрее «отделиться» от них. Если он долго находится среди них и не отделяется, он рискует разделить их участь – что почти произошло с Лотом, если бы ангелы в экстренном порядке и чуть ли не силой не вывели его из Содома. Так же Ной отделился от остального человечества в ковчеге; так же христиане в 1 в. н. э. отделились из Иерусалима, когда он пал от меча римлян; так же христиане сегодня отделяются от этого мира в духовном отношении, чтобы не разделить его участь в Армагеддоне. Отделение праведного от грешного – универсальный принцип судов Бога во все времена.
Но как можно убивать младенцев, спрашивают многие. Теория о невинности младенцев весьма распространена и многими воспринимается как аксиома, но она не находит подтверждения в Библии. «Все согрешили и лишены славы Бога» (Римлянам 3:23). Все – значит и младенцы тоже. Не только взрослые унаследовали от Адама грех, но и младенцы тоже. Любой потомок Адама, рождаясь на свет, уже грешник и автоматически получает смертный приговор в момент рождения. А вместе с приговором он получает отсрочку на несколько десятилетий (или как повезет). Но никакой изначальной невинности младенцев не существует, иначе не было бы мертворожденных детей и врожденных заболеваний. Так уж устроено мироздание, что грешное рождает только грешное. И если все люди с рождения грешны, находятся под смертным приговором и лишь пользуются отсрочкой, то можем ли мы осуждать Иегову, если он решил отменить для кого-то эту отсрочку по какой-то причине, например чтобы полностью искоренить нечестивую культуру? Отсрочка – это проявление милости со стороны суда, а не неотъемлемое право преступника. Суд не обязан отсрочивать смертный приговор.
Более того, исходя из формальной справедливости Иегова вообще может в любой момент забрать жизнь у любого живущего сегодня человека без объяснения причины, и это не будет несправедливо. Немилосердно – возможно, но не несправедливо. Однако Бог не обязан проявлять милосердие к грешникам. Он может его проявить, а может не проявить, и не нам обсуждать его решения и тем более обижаться на них. Вообще, довольно сложный вопрос: обязан ли что-то Бог по отношению к грешным людям или все, что он для них делает, является актом милосердия и незаслуженной доброты.
Конечно же, Иегова – Бог не ветхозаветный и не новозаветный, а единственный, и его пути неизменны во всей вечности. В Ветхом завете он навел Потоп, а в Новом осуществит Армагеддон. В Ветхом он покарал амаликитян и содомлян, а в Новом – царя Ирода, Ананию и Сапфиру (Деяния 12:23; 5:1–10). Почти все поучения Иисуса имеют параллели в Ветхом завете. Тот же «ветхозаветный бог», что велел истребить амаликитян, охотно пощадил раскаявшихся ниневитян. Он же сказал и такие слова: «Разве я нахожу хоть какое-то удовольствие в смерти нечестивого? Не в том ли я нахожу удовольствие, чтобы он оставил свои пути и жил?» (Иезекииль 18:23).
Возьмем Моисеев закон: он до сих пор является эталоном высоконравственного общественного устройства. Это идеальный баланс между любовью и справедливостью, судом и милосердием. Закон требовал любить ближнего и запрещал завидовать (Исход 20:17). Аренда земли могла быть только временной, до юбилейного года, что защищало права землевладельцев (Левит 27:24). Предусматривались способы защиты при непредумышленном убийстве (Числа 35:6). Других евреев нельзя было обращать в рабство более, чем на семь лет, при этом с ними нужно было обращаться как с братьями (Исход 21:2). Еврейское общество было единственной древней культурой, в котором практически не было института рабства. Все это беспрецедентно для древнего мира. «Омойтесь, очиститесь, удалите свои злые дела от моих глаз, перестаньте делать зло, – призывает Иегова и в прошлом, и сегодня. – Научитесь делать добро, ищите справедливость, исправляйте притеснителя, судите справедливо сироту, защищайте интересы вдовы» (Исаия 1:16–17).
Бог создал нас по своему образу и подобию, а не мы создали Бога по своему образу и подобию. Наша мораль, наша логика, наша этика никогда не превзойдут мораль, логику и этику нашего Творца. Все, что делает Творец, по определению правильно. Бог есть единственный эталон морали, логики, этики, справедливости, нравственности, мудрости и всех прочих качеств. Нельзя превзойти эталон, потому что это эталон, точка отсчета. Глубокое понимание этого продемонстрировал Авраам, согласившись убить собственного сына по требованию Бога (Бытие 22:2–3). Сын выжил, а мы получили замечательный пример верности Богу и великий прообраз Христа.
Нелепо пытаться быть праведнее Бога. Если что-то в его образе действий вызывает у нас несогласие, то проблема у нас, а не у него. Мы должны работать над этой проблемой, иначе плохо будет только нам.
Иегова продолжал отвечать Иoву и сказал: «Допустимо ли, чтобы критикующий спорил со Всемогущим? Пусть ответит на это упрекающий Бога». И отвечал Иoв Иегове, и сказал: «Вот, я ничтожен. Что я отвечу тебе? Кладу руку на свои уста. Я говорил однажды и не буду отвечать, Говорил дважды и ничего не добавлю».
Иегова отвечал Иoву из бури и сказал: «Подоткни под пояс свою одежду по-мужски. Я буду расспрашивать тебя, а ты рассказывай мне. Неужели ты ниспровергнешь мою справедливость? Объявишь меня виновным, чтобы самому оказаться правым? Или рука у тебя такая, как у истинного Бога? Можешь ли прогреметь голосом, как он?…
Тогда Иoв отвечал Иегове и сказал: «Теперь я знаю, что ты можешь всё и нет замысла, не осуществимого для тебя. Ты спросил: „Кто это затемняет замысел, не имея знания?“ Я говорил, но не понимал дел, столь удивительных для меня, которых я не знаю. Ты сказал: „Послушай, прошу, и я буду говорить. Я буду расспрашивать тебя, а ты рассказывай мне“. Я слышал молву о тебе, а теперь мои глаза видят тебя. И потому я отрекаюсь от своих слов и раскаиваюсь в прахе и пепле».
(Иов 40:1–9; 42:1–6) |