Первое упоминание о необычно рослых личностях мы встречаем уже в первой книге Библии, в Бытие глава 6 стих 4:
В те дни (как и после них), когда сыновья истинного Бога вступали в интимные отношения с человеческими дочерьми и те рождали им сыновей, на земле были нефили́мы. Это были сильные люди, знаменитые в древние времена.
Здесь речь идет о людях, которые обладали необычной силой. Слово исполин у нас ассоциируется с гигантом. Это было до потопа. Во время потопа погибли все люди, включая этих гигантов. В живых остался только праведный Ной (который был обычного роста) со своей семьей.
После потопа от сыновей Ноя произошло множество народов. Среди этих народов было несколько народностей, жители которых отличались необычайно высоким ростом и большой силой. Благодаря этому они нападали на более слабые племена, забирали их территорию, а их самих или уничтожали, или делали своими рабами, или изгоняли со своей территории.
Вот имена племен, которые связывают с великанами: Рефаимы или сыны Енаковы, Эмимы, Зузимы, Замзузиммы.
![](isp1.gif)
Различные библейские словари пишут об этих племенах следующее:
РЕФАИМЫ (исполины; Быт. 14:5, Вт. 2:11, И.Н. 12:4 и др.) - один из древнейших народов, обитавших некогда в Палестине. Он назывался так по имени своего родоначальника Рафа и отличался необыкновенною величиною роста и силой. Мы видим этот народ между Ханаанскими племенами с самых древних времен, именно он существовал уже во времена Авраама и тогда был побежден Кедорлаомером, царем Еламитским (Быт 14:5).
Место жительства его находилось в различных местах: в земле Васанской, в земле Моавитской, в земле Амонитской и др. С Рефаимами в Свящ. Писании нередко соединяются и также называются Рефаимами и некоторые другие племена, отличавшиеся необыкновенном ростом и исполинскою силою, каковы наприм. Енакимы, Зузимы, Емимы, Замзумимы.
Во время вступления Евреев в землю Обетованную, собственно Рефаимов, как племени, уже не существовало, оставались только некоторые из их потомков, как например во времена Моисея - Ог, царь Васанский, во времена Навина - Енакимы в Хевроне и в земле Филистимской, во времена Давида, Голиаф, Иесвий, Лахмий, брат Голиафа, живший также в земле Филистимской.
ЭМИМЫ (Емимы) - (евр. "ужасные, страшные, великаны, исполины", Быт. 14:5; Втор. 2:10,11) - народ, издревле обитавший по восточной стороне Иордана и Мертвого моря, прежде моавитян поселившийся в этой земле. Это народ сильный и столь высокого роста, что были подобны исполинам. Их производили от Энака и причисляли к Рефаимам (Втор. 2:10,11). Во времена Авраама Эмимы были побеждены Кедорлаомером, царем эламским (Быт. 14:5). В последующей истории об Эмимах более не упоминается.
Эмимы - т.е. грозный великорослый народ, первоначально населявший землю Моава (Втор. 2:10 и дал.); от Иордана до Мертвого моря. Они были разбиты уже во время Авраама Кедорлаомером при Шеве-Кириафаиме (Быт. 14:5), а впоследствии вытеснены моавитянами.
Втор.2:10 «Раньше там жили эми́мы — сильный и многочисленный народ. Они были высокими, как енаки́мы»
![](isp2.gif)
Есть предположение, что Эмим – это слово Рефаим на моавитском языке, то есть это один и тот же народ. Эмимы – это Рефаимы.
Втор. 2:2 «Это был сильный и многочисленный народ. Они были высокими, как енаки́мы. Иегова уничтожил их, чтобы они могли захватить их владения и поселиться там вместо них,»
Из потомков Рефаимов был языческий царь Ог. Он был огромного роста и был очень сильным. У него было много завоеванных земель. Вот что говорит о нем Библия:
Втор. 3:10,11
«10 все города на плоскогорье, весь Галаа́д и весь Васа́н до Са́лхи и Едре́и, городов царства О́га в Васа́не. 11 Ведь из рефаи́мов оставался только Ог, царь Васа́на. Его погребальные носилки были из железа. Разве они не в Ра́вве сыновей Аммо́на? Их длина девять локтей, а ширина четыре локтя, измеряя обычными локтями».
Обратите внимание: кровать этого царя была девять локтей, то есть 4,5 метра в длину и 4 локтя в ширину – то есть 2 метра в ширину.
Это говорит о том, что его рост был как минимум 4 м. Вот такой себе царек…
И таких высоких людей в те времена было огромное количество! Целые народы! И можно при этом подумать о том, что нормальному человеку пришел конец, все бессильны против них. Но нет! Оказывается все иначе!
Давайте снова обратимся к Библии, к той же, между прочим, третьей главе Второзакония.
Прочитаем стихи с 3 по 7:
«3Тогда наш Бог Иегова отдал в наши руки ещё и О́га, царя Васа́на, и весь его народ, и мы поражали его до тех пор, пока у него никого не осталось в живых. 4 В то время мы захватили все его города — не было ни одного города, который бы мы не взяли у них,— шестьдесят городов, всю область Арго́в, царство О́га в Васа́не. 5 Это были укреплённые города с высокими стенами, с дверями и засовами. Кроме них было много селений. 6 Но мы предали их уничтожению, так же как мы сделали это с Сиго́ном, царём Есево́на, предав уничтожению каждый город: мужчин, женщин и детей. 7 А всех домашних животных и добычу, захваченную в городах, мы забрали себе».
Вот так-то… Израильтяне не только победили народ Ога, но и истребили всех его представителей. Почему? Лично для меня ответ очевидный. Потому что они любили и слушались Бога.
Существует Устная Тора, это первые пять книг Библии, но только в интерпретации мудрецов. Устная Тора состоит их Мидрашей и Талмуда.
В Талмуде (трактат Эрувим, листы 30 и 48; трактат Йома, лист. 80) говорится, что царь Ог — поистине «легендарная» личность, наделенная надъестественными свойствами.
В другом трактате Талмуда (трактат Берахот, лист. 54) сообщается, что Ог один, без войска, собирался уничтожить весь еврейский народ. Разведав, какую территорию занимает еврейский лагерь, он решил вырвать из горы такого же размера скалу и сбросить ее на евреев, чтобы сразу убить всех.
Далее в тексте указанного листа написано:
«Он нес скалу размером в три парасанга на своей голове. Но Всевышний, благословен Он, велел мириадам муравьев вползти на скалу и грызть ее до тех пор, пока она не станет подобной решету.
Когда Ог попытался метнуть скалу в евреев, она раскрошилась прямо в его руках, и осколки упали ему на шею и плечи. Он попытался сбросить их (эти осколки), но они буквально приросли к его шее».
В одном из Мидрашей рассказывается, что Моше (Моисей) привел еврейский народ к границам Эдреи к вечеру. И велел разбить на подступах лагерь, чтобы войти в город утром.
Сыны Израиля поднялись так рано, что было еще темно, и ничего не было видно. Когда темнота немного отступила, Моше (Моисей) осмотрелся и увидел Ога, который сидел на городской стене, а ноги его касались земли. Он не поверил собственным глазам и подумал: «Должно быть, эти люди надстроили за ночь стену». И тут Всевышний сказал ему: «Моше, то, что ты видишь — это Ог, но ты победишь его».
Описывая «физические данные» Ога, Мидраш Дварим Раба, подчеркивает: «Длина его ступни была восемнадцать локтей (во времена Талмуда локоть — мера длины, приблизительно равная 45 см). То есть Ог был самым настоящим великаном. Поэтому не мудрено, что Моше Рабейну (Моисей), увидев его, испытал страх.
Тогда-то и успокоил его Творец, произнеся — «Не бойся его, ибо в руку твою передаю Я его, и весь народ его» (Мидраш Дварим Раба, гл. 1, ст. 24).
Ог был великаном, гигантом. Встретившись с ним, любой человек не мог остаться равнодушным, не мог не испугаться его.
Мидраш отмечает, что царя Башана нельзя было даже сравнивать с Голиафом. Голиаф тоже был огромным, но все же — в человеческих пределах и пропорциях. Ог же был — просто монстром.
Но еще раз напомню Вам, что царь Ог был побежден и убит.
А сейчас я хочу поговорить еще об одном великане из Библии, которого звали Голиаф.
Вам наверняка это имя на слуху, не так ли? И фраза «Давид и Голиаф» для Вас знакома. Но вот что означают эти имена?
Сейчас я Вам расскажу.
Это было время, когда Израильский народ воевал с Филистимлянами. И вот среди Филистимлян был здоровенный воин по имени Голиаф. Он держал в страхе все войско Израильтян. Каждое утро выходил он на поле, где выстроились израильские войска и кричал, что уничтожит всех врагов и вызывал на поединок любого человека из враждующего стана. Еще он говорил такую фразу: "Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам".
Вот характеристики этого воина, описанные в библейском словаре:
ГОЛИАФ (1Сам. 17:4) - известный великан Филистимлянин, уроженец Гефа. Ростом Голиаф был в вышину 6 локтей с пядью (около 3 метров с четвертью), кольчуга его весила 5000 сиклей (70 кг), древко копья его походило на навой у ткача, в самом копье было 600 сиклей железа (8,5 кг). Подробности единоборства Голиафа с Давидом, происходившего в долине дуба между Сокхофом и Азекой, описаны в 1Сам. 17. Последний 150 псалом, написан Давидом после поражения Голиафа. Меч Голиафа, сохраненный Давидом, хранился сначала в Номве, а потом перенесен им в Иерусалим.
2Сам. 21:19 - другой великан Голиаф, тоже Гефянин, о котором также говорится, что древко копья его походило на навой у ткача. Он был убит Елхананом, сыном Ягаре-Оргима Вифлеемского.
![](isp3.gif)
В момент сражения Голиафа с Давидом, Голиаф был взрослым мужчиной средних лет и очень опытным воином.
А теперь я немного расскажу о Давиде, человеке, который осмелился пойти на поединок с Голиафом.
В момент встречи Давида с Голиафом, Давид был молоденьким юношей, лет 16-ти, с белокурыми, вьющимися локонами. Его лицо было таким нежным и румяным, как у девушки. Но! Этот на вид скромный и хрупкий юноша всю свою недолгую жизнь занимался тем, что пас овец своего отца Иессея.
Часто он проводил ночи на пастбище вместе со своими овечками. И бывали случаи, когда на его овец нападал медведь или лев и уносил с собой. И вот, этот юноша, гнался за зверем и отнимал у него свою овечку. А, если зверь не хотел отдавать свою добычу, то Давид разрывал ему пасть и убивал его! Вот таким был этот человек по имени Давид. Почему он не боялся таких опасных и сильных хищников, которые могли вполне убить его при встрече? Ответ может быть только один! Он любил Бога! Об этом красноречиво говорят псалмы, написанные рукой Давида.
А теперь пора непосредственно почитать это место в Писании, как же проходила эта схватка и ее финал. Все это описано в 17 главе 1 книги Самуила:
«Филисти́мляне стали собирать свои войска, чтобы идти на войну. Они собрались в Со́хо, что в Иуде, и расположились между Со́хо и Азе́кой, в Эфе́с-Дамми́ме. 2 Сау́л и израильтяне тоже собрались и, разбив свой лагерь в долине И́ла, выстроились в боевом порядке, чтобы сразиться с филисти́млянами. 3 Филисти́мляне стояли на одной горе, израильтяне — на другой, а между ними была долина.
4 Со стороны филистимских лагерей вышел единоборец по имени Голиа́ф, из Ге́фа. Ростом он был шесть локтей с пядью. 5 На голове у него был медный шлем, и он был одет в медную чешуйчатую кольчугу, которая весила пять тысяч си́клей. 6 На ногах у него были медные наголенники, а за плечами медный дротик. 7 Древко его копья было как ткацкий навой, а железный наконечник его копья весил шестьсот си́клей; впереди него шёл воин, который нёс большой щит. 8 Он остановился и закричал израильским воинам: «Зачем вы вышли и построились в боевом порядке? Или я не филисти́млянин, а вы не слуги Сау́ла? Выберите себе человека и пусть он спустится ко мне. 9 Если он сможет сразиться со мной и убьёт меня, то мы станем вашими слугами. А если я окажусь сильнее и убью его, то вы станете нашими слугами и будете служить нам». 10 Потом он сказал: «Сегодня я посмеюсь над войском Израиля. Дайте мне человека, и мы сразимся!»
11 Услышав слова филисти́млянина, Сау́л и весь Израиль пришли в ужас и очень испугались.
12 Давид был сыном того самого ефрафя́нина из Вифлее́ма, что в Иуде,— Иессе́я, у которого было восемь сыновей, и в дни Сау́ла этот человек был уже стар. 13 Три старших сына Иессе́я пошли за Сау́лом на войну. Этих трёх сыновей, которые пошли на войну, звали: первенца — Елиа́в, второго — Аминада́в и третьего — Ша́мма. 14 Давид был самым младшим. Три старших сына пошли за Сау́лом.
15 Давид ходил к Сау́лу и возвращался в Вифлее́м, чтобы пасти овец своего отца. 16 Сорок дней филисти́млянин выходил рано утром и вечером и занимал своё место.
17 Иессе́й сказал своему сыну Давиду: «Возьми, пожалуйста, эту е́фу жареных зёрен и эти десять лепёшек и отнеси это скорее в лагерь своим братьям. 18 А эти десять кругов сыра отнеси начальнику над тысячью. Также посмотри, всё ли хорошо у твоих братьев, и принеси мне что-нибудь в доказательство, что с ними всё в порядке». 19 В это время Сау́л, они и все другие израильтяне сражались с филисти́млянами в долине И́ла.
20 Рано утром Давид встал, поручил овец сторожу, собрался и пошёл, как велел ему Иессе́й. Когда он подходил к лагерному обозу, войско с боевым кличем выходило на поле сражения. 21 Израильтяне и филисти́мляне стали выстраиваться в ряды друг напротив друга. 22 Давид оставил свою ношу обозному сторожу и побежал на поле сражения. Придя, он стал расспрашивать своих братьев, всё ли у них хорошо.
23 Пока он говорил с ними, из филистимских рядов вышел единоборец по имени Голиа́ф, филисти́млянин из Ге́фа, и стал говорить то же, что раньше, и Давид услышал это. 24 Увидев этого человека, все израильтяне побежали от него, потому что очень испугались. 25 Израильтяне сказали: «Вы видели этого человека? Он выходит, чтобы посмеяться над Израилем. Тому, кто его убьёт, царь даст большое богатство и выдаст за него свою дочь, а дом его отца освободит от налогов и повинностей в Израиле».
26 Давид спросил у стоявших рядом мужчин: «А что будет тому, кто убьёт этого филисти́млянина и снимет позор с Израиля? Кто он такой, этот необрезанный филисти́млянин, что насмехается над войском живого Бога?» 27 И люди повторили то, что говорили раньше. Они сказали: «Вот что будет сделано для того, кто его убьёт». 28 Его старший брат Елиа́в услышал, как он разговаривает с мужчинами, и рассердился на Давида. «Ты зачем сюда пришёл? — сказал он.— На кого ты оставил в пустыне тех немногих овец? Я знаю твою самонадеянность и твоё злое сердце. Ты пришёл, чтобы посмотреть на сражение». 29 На это Давид сказал: «Что я такого сделал? Разве я не могу спросить?» — 30 и, отвернувшись от него к кому-то другому, снова стал спрашивать, и люди отвечали ему то же, что раньше.
31 Слова Давида услышали и передали Сау́лу, и он велел привести его. 32 Давид сказал Сау́лу: «Пусть ни у кого не дрогнет сердце. Твой слуга сам пойдёт и сразится с этим филисти́млянином». 33 Но Сау́л ответил Давиду: «Тебе нельзя идти против этого филисти́млянина и сражаться с ним, ведь ты ещё молод, а он воин с юных лет». 34 Давид ответил Сау́лу: «Твой слуга пас овец своего отца. Случалось, приходил лев или медведь и уносил из стада овцу. 35 Я гнался за ним, нападал на него и спасал её из его пасти. А когда он набрасывался на меня, я хватал его за бороду, валил его и убивал. 36 Твой слуга убивал и льва, и медведя. И с этим необрезанным филисти́млянином будет то же, что с ними, потому что он насмехается над войском живого Бога». 37 Затем Давид добавил: «Иегова, избавивший меня от лап льва и медведя, избавит меня и от руки этого филисти́млянина». Сау́л ответил Давиду: «Иди и пусть с тобой будет Иегова».
38 Сау́л одел Давида в свою одежду, надел ему на голову медный шлем и затем надел на него кольчугу. 39 Давид опоясался поверх одежды мечом и попробовал походить, но не смог, потому что не привык носить это. Давид сказал Сау́лу: «Я не могу в этом ходить. Я не привык» — и снял с себя доспехи. 40 Он взял в руку посох, выбрал в речной долине пять гладких камней, положил их в пастушескую сумку, в которой носил свои вещи, и с пращой в руке стал приближаться к филисти́млянину.
41 Филисти́млянин подходил к Давиду всё ближе и ближе, а перед ним шёл воин, который нёс большой щит. 42 Увидев Давида, филисти́млянин с презрением посмотрел на него, потому что тот был молод, румян и красив. 43 Филисти́млянин сказал Давиду: «Я что, собака, что ты идёшь на меня с палками?» — и проклял Давида своими богами. 44 Затем он сказал Давиду: «Иди ко мне, и я отдам твою плоть небесным птицам и полевым зверям».
![](isp4.gif)
45 «Давид ответил филисти́млянину: «Ты идёшь на меня с мечом, копьём и дротиком, а я иду с именем Иеговы воинств, Бога войска Израиля, над которым ты насмехаешься. 46 Сегодня Иегова отдаст тебя в мои руки, и я убью тебя и сниму с тебя голову. Сегодня же я отдам трупы филисти́млян небесным птицам и земным зверям. И вся земля узнает, что у Израиля есть Бог. 47 И все собравшиеся узнают, что Иегова спасает не мечом и не копьём, потому что это — битва Иеговы, и он отдаст вас в наши руки».
48 И когда филисти́млянин снова пошёл на Давида и стал подходить всё ближе и ближе, Давид быстро побежал к строю воинов навстречу филисти́млянину. 49 Опустив руку в сумку и вынув камень, Давид метнул его из пращи и попал филисти́млянину в лоб. Камень вонзился ему в лоб, и тот упал лицом на землю».
50 «Так с пращой и камнем Давид оказался сильнее филисти́млянина. Без меча он поразил филисти́млянина и убил его. 51 Давид подбежал к филисти́млянину и встал над ним. Он взял его меч, вынул его из ножен и добил филисти́млянина, отрубив ему голову. Филисти́мляне увидели, что их силач убит, и бросились бежать».
![](isp7.gif)
52 «Тогда израильтяне и иудеи встали и с криком погнались за филисти́млянами и преследовали их до долины и до ворот Екро́на. Те из филисти́млян, кто был смертельно ранен, падали на всём пути от Шаари́ма до Ге́фа и Екро́на. 53 После погони за филисти́млянами сыновья Израиля вернулись и разграбили их лагеря.
54 Давид взял голову филисти́млянина и отнёс её в Иерусалим, а его оружие положил у себя в шатре.55 В тот момент, когда Давид вышел навстречу филисти́млянину, Сау́л увидел его и спросил Авени́ра, начальника войска: «Авени́р, чей сын этот юноша?» Авени́р ответил: «Жива твоя душа, царь, я не знаю!» 56 Царь сказал: «Так узнай, чей он сын». 57 И когда Давид, убив филисти́млянина, вернулся, Авени́р взял его и привёл к Сау́лу. В руке у Давида была голова филисти́млянина».
![](isp8.gif)
58 «Сау́л спросил его: «Юноша, чей ты сын?» — «Твоего слуги Иессе́я, вифлеемля́нина»,— ответил Давид».
Вот так бесславно закончилась жизнь великана Голиафа и так славно началась карьера молодого Давида, который позже станет царем Израиля и будет великим воином своей нации и великим поклонником Господа.
Какие мы можем сделать выводы из всей этой информации?
В нашей жизни иногда встречаются такие великаны – проблемы, болезни, несчастья и многое другое… Если мы испугаемся этих проблем, то будем ими побеждены. Но, если мы будем смело с ними сражаться, то непременно победим!
Главное – держаться за нашего Создателя и доверять Ему. |