Свобода собраний
После окончания электорального цикла 2007-2008 гг. (выборы Государственной Думы и Президента РФ) власти стали немного лояльней относиться к стремлению граждан организовывать публичные мероприятия. Однако качественно уровень соблдения права на свободу мирных собраний не изменился.
Несмотря на то, что федеральный закон «О митингах», регулирующий проведение публичных мероприятий, в целом отвечает международным стандартам органы исполнительной власти на муниципальном и региональном уровнях ограничивают свободу собраний. Это выражается в превращении уведомительного принципа, заложенного в закон №64-ФЗ, де-факто в разрешительный, а также ограничении места и времени проведения акций. Организаторы нежелательных акций часто сталкиваются с «неожиданно» возникшими «непреодолимыми» обстоятельствами и т.п. «проблемами», ведущими к отказу в согласовании мероприятий.
В некоторых регионах (Нижегородская область) эта практика основана на нормативных актах исполнительной власти, которые могут носить «рекомендательный характер», но органы исполнительной власти в любом случае директивно обосновывают ими свои запретительные решения.
Процедура согласования подменяется односторонним установлением условий, несоблюдение которых означает фактический запрет мероприятия. Проявляется тенденция к накладыванию ограничений на собрания и одиночные пикеты, для проведения которых не требуется уведомления. Наиболее распространенной формой реакции на любые презюмированные нарушения на публичном мероприятии (будь то на стадии уведомления или при проведении) является его прекращение и задержание всех участников. При этом, фактически не предоставляется возможность устранить нарушение и продолжить мероприятие.
В качестве «нарушений» и препятствий для проведения публичных мероприятий власти воспринимают «нарушения морали и нравственности» (i.e. в отношении гей-прайдов и иных схожих акций ЛГБТ), возможные «препятствия отдыху или передвижению граждан» (i.e. митинги и шествия в парках Москвы или на центральных улицах Санкт-Петербурга), «невозможность обеспечить безопасность» от автомобильного движения или от контр-демонстрантов, «неправильная» тема мероприятия (i.e. акции против действий России в Грузии), несоответствие используемых лозунгов заявленной теме (i.e. лозунги против президента)
Имеет место дискриминация оппозиционных групп, а также всех, кто организует акции с критикой власти, в сравнении с проправительственными силами. Кроме того, некоторые группы (такие как ЛГБТ-активисты) сталкиваются с тотальным запретом на проведение акций.
Сотрудники правоохранительных органов нередко игнорируют право на проведение одиночных пикетов – акций, не предполагающих предварительное уведомление, также имеют место случаи препятствования проведению собраний и незаконными попытками подвести проведение собраний под процедуру закона №64-ФЗ, предусмотренную для публичных мероприятий.
В ходе проведения согласованных акций сотрудники правоохранительных органов склонны, нарушая закон, ограничивать законные права организаторов и участников, а также практически всегда игнорируют заложенную в законе процедуру устранения нарушений и прекращения мероприятия.
Широко применяется практика принуждения к участию в проправительственных мероприятиях работников госучреждений и учащихся госвузов.
ФСБ, УБОП МВД практикуют давление (беспричинные проверки документов, фальсификация административных дел и т.п.) на политических и гражданских активистов с целью не допустить их участия, как в несогласованных, так и согласованных мероприятиях.
Продвижение международных стандартов в области свободы собраний тормозится негативным отношением к этой теме со стороны представителей власти и в особенности тем, что разработчиком таковых стандартов является БДИПЧ ОБСЕ – структура, которая в наибольшей степени подвергается критике со стороны федеральных властей.
|